Елена Епанешникова: «Мир не снаружи - он внутри меня»

08 декабря 2018 в 11:00

Если вы считаете, что кемеровская живопись - это коричнево-болотно, грустно и про деревья, значит, самое время рушить стереотипы и знакомиться с солнцем.

Елену я приметила на одном из творческих мероприятий города. Сначала я разглядела в ней необычную, креативную девушку. Затем, увидев фото ее работ в Инстаграм, я влюбилась в ее картины, а за чашкой кофе в мастерской и в нее саму, как в художника и человека… Выбирая героя для выпуска, посвященного Дню художника, я просто не смогла представить кого-то более подходящего.

Знакомьтесь, Елена Епанешникова – Человек и Художник.

 

Лена, у тебя основательное юридическое образование, и я даже знаю, что ты достаточно долго работала по специальности. Расскажи, как ты решилась кардинально изменить свою жизнь?

Елена Епанешникова (Е. Е.): На самом деле, художником я была всегда. Просто обстоятельства сложились так, что мне (видимо!) нужно было пройти какой-то обходной путь. Я действительно закончила юрфак КемГУ, затем преподавала там конституционное право, работала в прокуратуре, в суде, 5,5 лет отработала помощником нотариуса. Некоторое время я жила в Москве, а по возвращению открыла турагентство – привезла в Кемерово магазин горящих путевок. Но все это было крайне далеко от того, чему я с детства мечтала посвятить свою жизнь. Я ведь училась в художественной школе и уже тогда по-настоящему гордилась собой и чувствовала, что все делаю правильно. Мои работы имели успех на конкурсах, уходили в фонд школы, даже продавались.

 

Как получилось, что ты так надолго свернула со СВОЕЙ дороги?

(Е. Е.): Я была единственным ребенком в семье, меня холили и поощряли все мои «девочкинские» занятия. Так, помимо художественной и музыкальной школ, у меня за плечами 8 лет бальных танцев. Проще говоря, меня затягивало все, что связано с искусством. Но в какой-то момент у меня стало резко падать зрение. К третьему классу художки у меня было минус 7,5… Естественно, врачи категорически запретили напрягать глаза: писать, читать, рисовать. И это стало настоящей трагедией! Мне пришлось отказаться от живописи. К сожалению, на тот момент не было таких технологий по восстановлению зрения, как сейчас, и оперативные вмешательства, увы, эффекта не дали. И хотя я не оставила мечту стать архитектором – продолжала зачитываться историей искусств, упорно занималась черчением – профессии из этого не вышло. Поразмыслив вместе с родителями, я выбрала престижную и востребованную специальность юриста и без труда закончила университет.

Можно сказать, что ты на время смирилась?

(Е. Е.): Думаю, я до конца не верила в то, что больше не буду рисовать. Я без проблем поступила на бюджет, да и учеба давалась легко. Но даже помня о возможности полной потери зрения, я продолжала тайком подрисовывать что-то дома или во время лекций. Потом началась взрослая жизнь и работа. Я много в чем пробовала себя, и в общем-то у меня везде получалось, меня ценили. И все-таки я чувствовала себя не на своем месте...

А помог вернуться к себе случай. И мое огромное желание, конечно! После рождения дочери зрение упало еще сильнее, до минус 12-ти. Получилось так, что я осталась одна, без работы и поддержки (что бы я делала, если бы не помощь моей мамы!). Хотелось плакать без остановки. И я поняла, что либо буду медленно съедать себя, либо найду утешение в том, что всегда приносило радость. Творчество само попросилось обратно в мою жизнь. Например, найдя в шкафах старую посуду, решила освоить роспись стекла и керамики – это приносило небольшой, но всё-таки доход.

Вот тут произошло чудо. Мне позвонила врач, которая вела меня с детства, и сказала, что в город приехал А. А. Колосов со свей клиникой, и у меня есть шанс попробовать вернуть зрение. Никаких гарантий мне не давали, мои глаза были в ужасном состоянии из-за круглосуточного ношения линз. Мы три месяца восстанавливали слизистую и роговицу до операции, но рискнуть стоило – я была бы счастлива видеть хотя бы наполовину лучше, а зрение восстановилось до 100%.

 

Говорят, когда человек на верном пути, ему помогает вся Вселенная. Это чудо было только началом?

(Е. Е.): В переломный для моей жизни момент мне (сама того не ожидая) помогла мама. Она отправила меня с дочерью на море – и это непонятно по какому волшебству был Крит. И вот там у меня буквально снесло голову! Есть мнение, что у каждого есть своё «Место Силы», и земля этого греческого острова оказалась абсолютно моей. Когда я ступила на Крит, я почувствовала себя дома.

Это вдохновение цветом, светом, белыми домами, синими ставнями... Теплое, не обжигающее солнце, ветер, великолепные, солнечные люди. И это после всей сибирской серости, бесконечных больничных ребенка. Я вдохновилась настолько, что решила: «Я должна написать все, что увидела и прожила здесь. По-другому никак!». Привезла с собой тысячи фотографий, еще сотни отыскала в интернете по приезду домой, перечитала мифы Древней Греции, изучила историю, буквально напиталась Критом и поставила перед собой цель обязательно вернуться в этот невероятный средиземноморский рай.

 

А дальше началась твоя "офисная" карьера. С Крита в бумажную рутину – признайся, падение было болезненным?

(Е. Е.): Не то слово! Я ходила на работу со слезами. И все-таки ходила - у меня был ребенок, которого я должна вырастить, и мечта, которую я должна исполнить. Чем выше я поднималась по карьерной лестнице, тем больше негатива и ответственности было на моих плечах. Я повышала квалификацию, училась, доросла до заместителя руководителя. И с каждой зарплаты обязательно откладывала «на Крит». Между прочим, во второй раз остров меня так просто уже не отпустил. Буквально за три дня до окончания отпуска я так сильно пожелала не выходить на работу, что… сломала ногу!

Сидя дома в гипсе, не имея возможности передвигаться, я послала подругу не в аптеку и не за вкусненьким, а в магазин за красками и холстами. Достала ту пачку фотографий и стала писать мой Крит. Я прожила каждую картину - видела каждую лодку, которую нарисовала, была в каждой арке, гуляла в этих переулках.

 

К сожалению, мне довелось увидеть только «остатки» пейзажей Крита. Сейчас в мастерской их совсем немного - большая часть распродана или раздарена Леной. Но это то самое солнце, ветер и бело-синие проулки греческих улиц, о которых так вдохновенно вспоминает художник. В нем - Елена Епанешникова. Светлая, теплая и очень позитивная. Я до сих пор не научилась понимать, как художники передают себя и свои чувства через обычные (или необычные) «мазочки красочки», но твердо усвоила, что техника здесь на втором месте. Хотя Лена, как и все мастера своего дела, буквально заморочена на самообразовании и совершенствовании…

 

(Е. Е.): Я поняла, что мне не хватает знаний. Обошла все школы креатива, побывала на бесчисленном количестве мастер-классов, даже брала уроки онлайн – списывалась с художниками, которые мне нравятся, и рисовала вместе с ними. Так освоила технику состаривания, потом наверстала свой пробел в работе с маслом. Ну… ведь настоящие художники пишут маслом. (Улыбается). Научилась писать копии картин, а когда поняла, что не могу довольствоваться  только художественными знаниями, освоила профессию декоратора, даже пробовала реставрировать мебель.

 

Ты работаешь со всеми материалами, от акрила до пастели. Уже получилось найти свою технику?

(Е. Е.): Скажем так, когда мне стало мало, я решила писать на дереве.

И вот это то, что буквально заворожило меня в работах Лены. Когда я впервые увидела фото ее анималистических работ в Инстаграме, я умилилась, а в мастерской просто не могла отвести глаз – эти псы СМОТРЯТ на меня, они ЖИВЫЕ!

(Е. Е.): Я начала писать животных абсолютно случайно. Перед Новым годом (годом Петуха) знакомая попросила меня нарисовать символ года, и так вышло, что именно мои зверюшки оказались востребованными. На следующий год я нарисовала обезьяну, а когда написала первую собаку, мне стали поступать заказы на портреты домашних животных.

На протяжении полутора лет это моя любимая часть работы. К тому же мне очень близка работа с деревом, живым материалом. У меня есть много картин на массиве дерева – олени, совы. Могу смело сказать, что я выработала свою авторскую технику. Так, сейчас я готовлю материал к авторскому мастер-классу, буду учить писать картины на досках. Попытаюсь донести людям, что дерево – это очень благодарный материал, если к нему отнестись как к живому и правильно подобрать материалы и инструменты.

 

Лена, у тебя бывают мысли о том, как сложилась бы твоя жизнь без живописи?

(Е. Е.): Признаюсь честно, раньше мой посыл «не ходить на работу» был настолько сильным, что это отражалось не только на моем здоровье, но и на здоровье моего ребенка. Я с ужасом думаю от том, что могло быть со мной, если бы не мое призвание. Хотя трудно бывает - профессия художника приносит очень скромный доход, при этом качественные материалы требуют соответствующих затрат.

 

Художник должен быть голодным… Ты осознавала эти трудности, когда решилась уйти в творчество?

(Е. Е.): Головой – да, но я ведь не выбирала, просто больше не могла без живописи. На мое счастье, меня всегда поддерживали близкие. Сегодня мною очень гордится моя мама (если ее не удерживать, она готова всеми миру кричать обо мне). Мне очень помогает своей верой и порой даже советом дочь – они ведь поколение интернета и как-то интуитивно очень легко разбираются в принципах работы соцсетей, рекламы.

 

Не возникало желания уехать из Кемерова в поисках новых горизонтов?

(Е. Е.): Я очень привязана к корням. Пожив некоторое время в столице, я поняла, что по большому счету место, где ты живешь, не играет никакой роли. Мир не снаружи, он внутри каждого из нас. А то, что сегодня мои картины разъезжаются по разным городам, еще раз доказывает, что все достижимо – стоит только постараться раздвинуть границы.

 

У тебя есть большая мечта? Поделишься?

(Е. Е.): Есть. Во мне накопилось столько пройденной, добытой, выстраданной мною информации, что я уже готова делиться ею. И я хочу не просто дарить свое творчество. Я хочу, чтобы искусство жило, было актуальным, востребованным, доступным. Недавно еще раз убедилась, что есть огромное количество подростков и взрослых, которые никогда в жизни не видели «живую» картину. Возможно когда-нибудь у меня получится приложить руку к тому, чтобы люди с удовольствием знакомились с живописью… Именно с удовольствием, а не по принуждению и не в рамках школьной экскурсии. Так что стремиться всегда есть к чему, но развиваться я буду именно в своей сфере. В конечном итоге это и есть мой путь!

 

 

Виктория Жалуманова.

Фото: из личного архива Елены Епанешниковой.

 

Познакомиться с теплым и искренним творчеством кемеровского художника Елены Епанешниковой можно:

- на сайте morelenok.ru

- в «Инстаграм» @morelenok_art


Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите или авторизуйтесь через социальные сервисы