Большое интервью с художницей

17 июля 2019 в 12:41

Про поездку в Китай, мастер-классы и фриланс

Елизавета Рихтер – молодая, амбициозная художница из Кемерова. Она занимается рисованием всерьез, с каждым годом совершенствуя свое мастерство, мечтая в скором времени открыть в городе лавку китайской живописи.

В преддверии мастер-класса, мы поговорили о работе и искусстве. Также Елизавета дала несколько советов начинающим художникам.

Елизавета, в данный момент вы учитесь или работаете?

Елизавета Рихтер (Е. Р.): Я закончила университет, как ни странно, по специальности «психолог». Сейчас занимаюсь фрилансом, а в дальнейшем планирую продолжать обучение на экономическом факультете и пойти в художественный колледж, так как тяжело без академического образования. И в магистратуру, возможно, но только «для родителей».

Вам понравилось учиться в университете?

Е. Р.: Не совсем. Я год училась в КемГИКе на организатора праздников, проще говоря, тамаду. Как я там оказалась? Когда решалось либо пойти получать художественное образование дальше, либо пойти на что-то новое, решила стать арт-директором ночного клуба. А в КемГИК пошла по совету подруги. Думала, что дома буду рисовать для себя, но учеба занимала много времени, и в художественном плане я не могла развиваться в полной мере. Тогда решила пойти в КемГУ на социально-психологический факультет. Я много прогуливала, но тем не менее это были самые лучшие студенческие годы. Зато за это время я очень хорошо поднялась в художественном плане, даже съездила в Китай. Хотя хотелось бы дальше развиваться в этом направлении. На дизайнера пойти. Дизайнер - это ведь как психолог.

Как вы оказались в Китае?

Е. Р.:  Мой молодой человек уже работал там преподавателем и предложил поехать вместе с ним. Китай – та страна, в которой искусство развито колоссально. Если у нас люди скажут: «что за картина за 5000 рублей? Да я сам нарисую эту мазню!» (у нас в городе все люди достаточно прагматичные, для них картина не может стоить столько), то в Китае понимают ценность искусства, понимают, что очень многое заложено в картину.

Я была нацелена продавать свои работы, сотрудничать с галереями и известными художниками. И планировала жить в Шанхае – в городе галерей, где огромное количество художников, много американцев, которые выставляются в Нью-Йорке. На самом деле, если б я жила в Шанхае, это было бы идеально. За период пребывания там я познакомилась с художниками, которые оценили мои работы, особенно подмечая мой небольшой для художника возраст. Но потом мы переехали в маленький городок, и я стала делать это уже дистанционно. Старалась, но в Китае закрытый интернет. Я пыталась смотреть какие-то обучающие видео, читать литературу, изучать живопись.

Вы там посещали какую-то художественную школу?

Е. Р.: Я отучилась в Китае, получила красный диплом по китайской живописи. В Китае вообще не от мира сего всё: если в России натюрморт, пейзаж, портрет, то у них бамбук, трава, цветы. Всё. В этом плане очень сложно было.

Как я попала в художественную школу? В своём маленьком городе я нашла молодого преподавателя, который учился в Шанхае. Он не знал английского, я на владела китайским языком и пыталась изъясняться при помощи ручки и бумаги. Наверное, это единственное, почему он согласился учить меня. А обучал по принципу «ты покажи – я повторю». Так я проучилась более месяца. Каждый день мы изучали китайскую живопись, и я прониклась ею. Настолько у них всё другое: кисточки, бумага, даже то, как они держат кисть в руке. По окончании мне вручили сертификат, подарили китайские печати, свитки, бумагу.

Как вы начали рисовать?

Е. Р.: Родители рассказывали, что как только научилась говорить, так сразу объявила, что стану художником. И меня отдали в художественную школу. Через четыре года мне выдали красный диплом, а потом ещё два я посещала дополнительные курсы.

Я видела ваше объявление на портале с художниками. Каково это - рисовать на заказ?

Е. Р.: Я рисую не только на заказ, но и продаю готовые картины. А картины на заказ, как правило, дороже. Во-первых, я подстраиваюсь под заказчика. Во-вторых, подталкиваю на то, чтобы попробовать что-то новое для себя. Например, если я никогда не клеила фольгу на картину, пробую заинтересовать клиента этой идеей.

А если не получится?

Е. Р.: А если не получится, то скажу, что выглядит не очень. Но такого не было еще ни разу, потому что я сначала тщательно изучаю каждую тему. Что касается продаж, у меня очень смешные цены. Я сравнивала с  заграничными рынками, даже со многими кемеровскими художниками. Многие говорят «ты не ценишь себя, свой труд, столько времени тратишь на картину». Я ценю, но если подниму цену, могу упустить интересный заказ. А мне очень хочется что-то попробовать, и хочется, чтобы и заказчик был доволен. Для меня это хобби, и если я вовлечена в процесс, если идеи заказчика совпадают с моими, то могу вообще самую минимальную цену задать. Для меня самая большая цена – это опыт. Да за это я сама должна заплатить заказчику!

Что вы обычно рисуете?

Е. Р.: Я люблю рисовать цветы, а в основном заказывают портреты - портреты «как фотография». Поэтому приходится очень долго работать, буквально «вылизывать» каждый штрих, чтобы это выглядело максимально реалистично. Для себя люблю рисовать море – это расслабляет.

Как бы вы в трёх словах описали свой стиль?

Е. Р.: Многие говорят, что он грубый, так как я люблю краски накладывать кусками. У меня очень живописный штрих, объемный, потому что, если повернуть мои картины, можно увидеть весь рельеф на холсте. Эмоциональный. У меня появились постоянные заказчики, которые знают мой стиль. Это, как мне кажется, самое главное для художника – к тебе должны обращаться за твоим стилем.

Говорят, что художник воплощает на холсте только то, что у него на душе. Считаете ли вы, что ваши картины похожи на вас?

Е. Р.: Я сама очень эмоциональная, импульсивная. И картины у меня такие же (например, мазок там вышел куда-то за контур…) Но нельзя сказать, что это неаккуратность – это такой стиль. Касаемо отдельных картин, например, Мерилин Монро, курящая на красном фоне, тоже отчасти моя сторона. А когда романтичное настроение, то рисую пионы.

Вы проводите мастер-классы. Расскажите поподробнее.

Е. Р.: Я провожу мастер-классы нового формата. Я хочу, чтобы человек почувствовал себя художником. Не просто пришел и срисовал чью-то работу, а создал что-то свое. Например, пришёл с фотографией своей кошки – нарисовал эту кошку. Еще каждый мастер-класс я стараюсь максимально насытить какой-то информацией об искусстве, о себе, о том, что мы рисуем. Эти мастер-классы – моя отдушина. Я вижу эмоции людей, когда у них получается. И в это готова вкладывать все свои средства. Деньги потом как-нибудь сами придут. Я живу по принципу «если ты занимаешься своим делом всю жизнь, тебе ни одного дня не придется работать».

К вам приходят люди, которые уже умеют рисовать, или можно прийти любому желающему?

Е. Р.: Абсолютно любому. В любом возрасте, с любыми навыками рисования, даже если вы никогда это пробовали – можно прийти и нарисовать любую картину, какую вы только захотите.

Вы планируете развивать художественную деятельность в Кемерове или хотите уехать куда-нибудь?

Е. Р.: Вообще не хочу уезжать из Кемерова. После того, как пожила в Китае, поняла, что мне очень нравится наш город. Не знаю, почему такая любовь к нему... Но я здесь останусь и буду все развивать здесь.

Есть ли художники, которые вам интересны, за творчеством которых вы наблюдаете?

Е. Р.: Если рассматривать мировых художников, то это Покрас Лампас. Очень интересный художник, за которым интересно наблюдать, и у которого можно многому поучиться. Он начал работать на добровольных началах: решил расписать крышу здания и прославился. Это новое движение, новое веяние, что-то он делает благотворительно. У него очень простые мысли, которые мне понятны. Бэнкси (мне нравятся странные люди). Запомнился случай, когда он выставил на торги картину, которую купили за кучу денег, а она потом съела сама себя, как шредер. Адам Лаптон – малоизвестный художник, но его работы хорошо знают в социальных сетях. Если зайти в его Инстаграм, там можно найти ужасающие картины, неприятные, пугающие. Но это тоже какие-то эмоции.

Из старых художников - Айвазовский, Моне и Ван Гог. Обожаю море Айвазовского. Жаль, что раньше не было фото- и видеосъемки, чтобы запечатлеть, как он рисовал свои метровые холсты. Ван Гог цепляет своей необычностью. Все рисовали реализм, а он рисовал что-то странное, что только после его смерти стало популярным. Читаю его письма, отдаю дань его творчеству.

А если говорить о местных художниках, мне очень нравится творчество Роуз Шмоуз – мальчика, который расписывал стены мединститута и института культуры. Меня всегда потрясало, как люди расписывают большие стены. Я рада, что в Кемерове есть такие творческие люди.

Несколько советов начинающим художникам.

Е. Р.: Рисовать каждый день и по многу. Сейчас люди столько много времени проводят в интернете. Просто попробуйте отвлечься от него хотя бы когда едете куда-то, сделать какие-нибудь наброски, зарисовки. Художник – это та профессия, когда нужно каждый день что-то делать. Нет предела совершенству.

 

Екатерина Андронова (КемГУ, 1 курс)

Фото: из личного архива Елизаветы Рихтер

Инстаграм художницы: @rikh.art


Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите или авторизуйтесь через социальные сервисы