«Джокер»: тьма, порождающая безумие

09 октября 2019 в 15:30

Рецензия на самую долгожданную премьеру осени от нашего киноэксперта, постоянного рецензента портала КиноПоиск и киноцентра «Гринвич» Андрея Сафронова.

 

Хочу сразу предостеречь тех, кто ждет от картины приключений и экшена – здесь ничего подобного нет. Зрителю предлагается психологическая драма чистой воды. Вязкая, неторопливая, мрачная, депрессивная история о человеке, который медленно, но верно сходит с ума.

О чем?

Главного героя зовут Артур Флек. Он живет с мамой, в самом грязном и убогом уголке города Готэм. Перед нами довольно-таки милый и заботливый человек. Но вот беда, у него нестабильная психика и ряд расстройств личности. Он старается исправить это при помощи таблеток и сеансов психотерапии. Артуром движет мечта – стать популярным комиком и дарить людям улыбки, но, к сожалению, окружающие не принимают его, они видят лишь оболочку, созданную заболеваниями, а душа, находящаяся внутри, никому неинтересна. Поэтому наш герой регулярно становится жертвой злобных насмешек и неоправданного насилия. Однажды ему надоедает подставлять вторую щеку, и он решается постоять за себя. На этом я закончу пересказ сюжета. Что было дальше - лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.

Как?

Посыл фильма очень глубокий. Некоторые критики обвиняют его в пропаганде насилия, я в корне не согласен. Всё в этой истории буквально кричит о том, что насилие - это не просто плохо, а еще и бессмысленно. Оно не решает проблемы, а лишь усугубляет их. На протяжении двух часов мы наблюдаем, как странный, уязвимый, но в целом хороший человек постепенно ломается под грузом безразличия и жестокости этого мира. Он хочет, чтобы люди услышали его и улыбнулись, а они плюют ему в лицо. Он просит помощи, а ему говорят: «Извините, нам урезали финансирование». Прибавьте к этому далеко не самые приятные семейные тайны, вскрывающиеся по ходу сюжета, и вы поймете, что в такой ситуации очень сложно сохранить рассудок.

Хоакин Феникс сыграл выше всяких похвал. Психологические и физические трансформации Артура, вплоть до мимики и взгляда, отыграны настолько правдоподобно, что во время просмотра по телу пробегают мурашки. Большую часть поступков главного героя невозможно оправдать или простить, но я постоянно ловлю себя на мысли, что общество само породило монстра. В этом плане очень показательна сцена из начала. Артур едет в автобусе и пытается развеселить ребенка, тот улыбается, но мать отдергивает его и буквально рычит на мужчину. В ответ он начинает смеяться, что вызывает у женщины еще большую агрессию. Наш герой дает ей карточку, где написано, что смех – результат заболевания, так же там прописаны извинения и просьба вернуть карточку. Прочитав все это, тетка смотрит на Артура, как на плесень, и оставляет карточку себе. Сцена очень ярко характеризует мир, который окружает мистера Флека. Возможно, будь люди чуть добрее, все сложилось бы иначе.

Отдельно хочется сказать пару слов о саундтреке. Он давит, создает ощущение дискомфорта и уныния, но вместе с тем музыкальная палитра получилась сочной, объемной и эмоциональной. Ворвавшись в вашу голову, эти ноты поселятся там надолго.

Однако сила фильма не только в актерской игре и музыкальном сопровождении. Декораторы и художники создали по-настоящему грязный, мрачный город. Обшарпанные, полуразвалившиеся дома, кучи мусора, гниющие посреди улицы… - Готэм отвратителен. Он заставляет зрителя чувствовать себя не в своей тарелке. Режиссер и оператор усиливают этот эффект серо-зеленой цветовой гаммой, обилием длинных, неспешных планов, которые дают время прочувствовать весь окружающий мрак каждой клеточкой тела. На протяжении фильма я могу вспомнить только одну сцену, которая происходит в чистом, светлом помещении – разговор Артура и Уэйна в туалете театра. Свет и опрятность в этом моменте словно подчеркивают, насколько велика пропасть между богачами и обычными людьми. Черту под всем этим подводит практически полное отсутствие солнечного света.

В конце хочется снять шляпу перед режиссером. Когда я впервые услышал, что постановщик «Мальчишника в Вегасе» собирается снять мрачно-приземленный фильм о Джокере, новость вызвала у меня недоумение. Во-первых, режиссер-комедиант, снимающий мрачную драму, – это звучит странно. Во-вторых, браться за роль Джокера после Джека Николсона и Хита Леджера – задачка не для слабонервных. Как бы ты не сыграл, потока критики и различных сравнений избежать не удастся. Спросите Джареда Лето, он подтвердит. Однако Тодд Филлипс сумел разбить в пух и прах всю предвзятость и сомнения, с которыми я шел на сеанс. Теперь я лишь могу поаплодировать ему стоя и сказать спасибо за одно из сильнейших кинематографических впечатлений моей жизни.

 

В итоге

«Джокер» уже принес своим создателям главный приз на венецианском кинофестивале. Надеюсь, что это лишь первая из множества наград, которые фильм получит в ближайшие месяцы, ибо он их действительно заслуживает.

 

Андрей Сафронов.

Фото: Google Images.


Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите или авторизуйтесь через социальные сервисы