Копейка рубль бережёт

03 февраля 2019 в 11:00

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз сталкивался с тем, что стоимость товара на кассе на два рубля да отличалась от заявленной на ценнике. Ситуация хоть и не критичная, но все-таки неприятная.

В разгар предпраздничных распродаж мы провели мини-рейд по сетевым супермаркетам Кемерова, чтобы узнать, воспользовались ли предприимчивые торговцы всеобщим ажиотажем и невнимательностью покупателей.

В итоге «погорели» три из пяти магазинов. Чаще всего конечная цена товара была выше заявленной на 2-7 рублей, хотя в некоторых случаях разница составила до 40%. В качестве оправданий недобросовестные продавцы жаловались на нехватку персонала и только что прибывшую партию изделий с новыми расценками. А особо нетерпеливые оправдывались тем, что цены меняются несколько раз в день «по указанию сверху», и работники магазина физически не справляется с их своевременной заменой.

Но какими бы ни были объяснения, такое несоответствие цены на ценнике и в чеке – всегда нарушение закона! А потому мы решили раз и навсегда выяснить, как цивилизованно отстоять свои права и научить торговые сети уважать покупателей.

«Отстаивать свои права можно и нужно, - уверена консультант рубрики, юрист Елена Новикова, - ведь если мы начнем поступаться нашими правами в мелочах, когда-нибудь это непременно выльется в масштабное надувательство».

Елена советует не закрывать глаза на обман, но и ни в коем случае не опускаться до ругани. Помните, в данном случае закон всегда на стороне покупателя.

«Несовпадение цены на чеке и в ценнике нарушает сразу несколько российских законов. В этом случае покупатель вправе требовать передать ему товар по публично объявленной стоимости или вернуть ему уплаченные деньги в полном объеме, если покупка уже состоялась (товар возвращается магазину)», - объясняет юрист.

Вместе с правозащитником мы составили алгоритм действий, который поможет восстановить справедливость и избавиться от чувства унижения.

 

ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЯ

1. Зафиксируйте информацию о цене, размещенную на ценнике: сфотографируйте ценник рядом с товаром, а если покупка уже произошла – сфотографируйте чек на фоне ценника.

2. Позовите администратора и сообщите ему о данном недоразумении. Скорее всего, у персонала найдутся весьма правдоподобные «объяснения». И действительно, возможно, здесь и нет никакого злого умысла, а обычная халатность. Но вас это не должно волновать по следующим причинам:

Пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» гласит: «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.

- в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является как раз публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.

3. Напомните это администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т.е. продать вам товар по цене, указанной на ценнике.

4. Если сотрудник магазина категорически отказывается выполнить ваше законное требование, потребуйте жалобную книгу и обязательно сделайте в ней запись о происходящем.

 

Важно знать! Отказ работников магазина в предоставлении гражданину жалобной книги или ее отсутствие незаконны, так как нарушают Правила продажи товаров – п. 8 раздела «Общие положения». Нарушение надо постараться задокументировать (например, сфотографировать пустую ячейку на стенде для покупателей) и направить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор. Также продавец обязан предоставить гражданину не только саму жалобную книгу, но и средства фиксации жалобы: например, ручку, если у покупателя она отсутствует, или стул, если он хочет присесть.

 

а) Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке.

б) В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Оставляя запись, необходимо себя идентифицировать и указать контакты для связи. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала, иначе администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования.

5. Обратитесь в управление Роспотребнадзора или его территориальный отдел с заявлением. К нему приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек. Особо принципиальные покупатели имеют право обратиться в суд, полицию или прокуратуру, однако, как правило, продавцы идут навстречу сразу. Ведь даже телефонное обращение в Роспотребнадзор способно инициировать проверку. А если изложенные факты подтвердятся, на магазин и ответственных сотрудников будет возложен административный штраф.

 

Конечно, можно просто проглотить и уйти... Вы сэкономите 5-10 минут времени ценой подавленной самооценки и справедливости в отношении тех клиентов магазина, которые придут за вами. Или вы можете потратить это время, чтобы хоть немного изменить мир к лучшему и сделать так, чтобы в этом магазине вам всегда предоставляли сервис по высшему разряду. Решать вам!


Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите или авторизуйтесь через социальные сервисы